(Тобольской и Тюменской епархии Тобольской митрополии), расположен в пос. Прииртышский Тобольского р-на Тюменской обл., на правом берегу р. Иртыш. Первоначально мужской.
Основан в 1653 г. указом архиеп. Сибирского и Тобольского Симеона как загородный летний архиерейский дом. Располагался на берегу р. Шанталык, впадающей в р. Иртыш, между 2 горами. Возможно, земли для будущего мон-ря были куплены в 1-й пол. 20-х гг. XVII в. при архиеп. Сибирском и Тобольском Киприане (Старорусенкове; † 1634) и впервые зафиксированы в переписной книге 1625 г. (Балюк. 1997. С. 111-112). По преданию, в 1637-1638 гг., во время перенесения Абалакской «Знамение» иконы Божией Матери из г. Тобольска в селение Абалак, крестный ход остановился в дер. Шанталык (ныне пос. Прииртышский). Крестьянин Василий подвел к иконе слепую дочь Анну, и она прозрела. «В знак Божиего благоволения к месту Шанталык» архиеп. Сибирский Симеон решил основать здесь обитель (Сулоцкий. 1888).
9 марта 1653 г. архиеп. Сибирский Симеон заложил и вскоре построил деревянный храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с теплым приделом арх. Михаила; затем были возведены деревянные ограда, кельи, в т. ч. «митропольи», конюшенный и скотный дворы (РГАДА. Ф. 214. Кн. 1086. Л. 41-41 об.; Харина. 2011. С. 44). 18 марта 1752 г. храм сгорел. На месте алтаря была построена часовня, на месте престола установлен крест с резным изображением Распятия, предстоящими Божией Матерью и ап. Иоанном Богословом. На др. стороне креста имелась надпись о том, что «создася сия обитель» архиеп. Симеоном. Вскоре была построена и 24 июня 1752 г. освящена временная деревянная одноименная церковь. 5 июля 1752 г. митр. Тобольский и Сибирский Сильвестр (Гловацкий) рядом со сгоревшим заложил каменный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи с теплым приделом Казанской иконы Божией Матери. 24 июня 1758 г. храм был освящен, а временная церковь разобрана. В обители были построены каменные одноэтажные братские корпуса (1752, 1774, 1780), кухня (1782).
В 1657 г. протоиерей тобольского Софийского собора Матфей Бирюков пожаловал М. м. свою заимку с пашенными землями и сенными покосами в 1440 дес. (впоследствии заимка Жуковка). Согласно переписной книге 1659 г., за М. м. было закреплено 5 деревень: Комарицкая, Рогозинская, Матвеевская, Киселёвская и Сузгун на р. Тайменке. В писцовой книге 1683-1684 гг. стольника Л. М. Поскочина отмечено, что мон-рь владел «1440 дес. удобной и неудобной земли» (Балюк. 1997. С. 111-112; Харина. 2011. С. 44-45).
М. м. содержался Тобольским архиерейским домом, с 1764 г. получал «в милостыню» по 300 р. ассигнациями в год. Настоятелями и строителями монастыря были экономы архиерейского дома: в 1776-1780 гг.- игум. Иоасаф, в 1780-1786 гг.- иером. Иов, с 1787 г.- иером. Вениамин, с 1792 г.- иером. Иосиф, с 1795 г.- иером. Иоасаф. 5 окт. 1803 г. строителем был определен духовник нового Тобольского архиеп. Антония (Знаменского) иером. Досифей, к-рого предписывалось «встретить с честным крестом и колокольным звоном и быть ему во всяком повиновении и послушании». В июле 1803 г. в число братии М. м. был определен иером. Иона (Знаменский?), отец Тобольского архиеп. Антония, переведенный вместе с ним из Вологодской епархии.
В 1807 г. М. м. был возведен в штатный 3-классный вместо упраздненного Рафаиловского мон-ря Ялуторовского у. Мон-рю был выделен из гос. казначейства оклад - 1460 р. ассигнациями.
Архиеп. Антоний ходатайствовал перед Синодом о возведении в М. м. нового каменного храма, т. к. прежний обветшал: «...внутри оного в сводах, также с наружной стороны, над дверьми и окнами, видны великие разседины и пристроенная к оному с полуденной стороны кладовая отшатилась от церковной стены на четверть и церковь эта, по 50-ти-летнем своем существовании, стала угрожать падением». 3 апр. 1807 г. Синод разрешил разобрать старый храм с колокольней и ризницей, но при этом оставить Казанский придел, в котором до возведения новой церкви продолжали совершаться богослужения. Проект и смету выполнил губернский землемер, архит. Дранишников, а подряд на строительство - тобольские каменщики мещане А. Мильзин, И. Колин и крестьянин Д. Венгерский. Холодный Иоанно-Предтеченский храм был выстроен и освящен в 1814 г. Здание с крупной 2-ярусной апсидой построено в стиле классицизма; состоит из бесстолпного 2-светного четверика одноглавого храма и пристроенной к нему 2-ярусной колокольни (1829). Под колокольней расположена небольшая трапезная. Храм перекрыт высоким глухим сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана, апсида перекрыта куполом. Строгие фасады четверика, завершенного треугольными фронтонами, пластически моделированы с помощью рустовки углов, профилированных надоконных сандриков и венчающего карниза. Приземистая колокольня в нижней части повторяет членения апсиды, ярус звона напоминает каменную беседку, вознесенную на пьедестал. Была выстроена ограда (1795-1831) с 4 воротами и 2 угловыми башнями.
В 1811 г. каменный одноэтажный корпус (1752) был надстроен верхним этажом с настоятельскими кельями и теплой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (1816). 4 дек. 1827 г. корпус сгорел, но вскоре был отстроен и 10 дек. 1828 г. освящен вместе с теплой церковью. В 1836 г., при игум. Макарии, к-рый род. в Волынской губ. и с детства посещал Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру, монастырский диак. Василий Симонов принес из этой обители список Почаевской иконы, прославившийся чудотворениями. 28 нояб. 1848 г. архиеп. Тобольский Георгий (Ящуржинский) переосвятил домовый Казанский храм в честь Почаевской (Междугорской) иконы Божией Матери. На средства коммерции советника тобольского почетного гражданина Н. С. Пиленкова монастырская Почаевская икона была украшена серебряной позолоченной ризой (1 фунт 28 золотников). В 1859 г. тобольский купец Н. В. Неволин выписал из Москвы новую серебряную позолоченную ризу (7 фунтов 26 золотников), а прежняя риза была передана в тобольский храм ап. Андрея Первозванного. С Почаевским образом ежегодно 14-16 июля (в память избавления горожан от холеры в июле 1848 по молитвам перед иконой) совершался крестный ход из М. м. в Тобольск. 27 дек. 1852 г. монастырский Почаевский храм вместе с корпусом пострадал от пожара; 25 окт. 1853 г. отремонтированный и расширенный храм еп. Евлампий (Пятницкий) освятил в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Решением Синода от 12 окт. 1859 г. по прошению клириков и прихожан тобольских церквей было разрешено «ежегодное приношение» Почаевской иконы из М. м. в Тобольск. Икона с 29 июня до 5 июля оставалась там «и по усердию желающих вносима была в их домы» (Сулоцкий. 2000. С. 179-180).
Братия М. м. была малочисленна, хозяйство скудное. В 1805 г. в обители проживали 3 иеромонаха, иеродиакон и монах. 27 июля 1818 г. находившийся при архиерейском доме иером. Митрофан был определен в мон-рь, «дабы... не могло быть остановки в славословии Богу». В 20-х гг. XIX в. игум. Филарет просил архиерея об определении в М. м. иеромонаха или вдового священника, т. к. некому было совершать богослужения. В 1825 г. в обители проживали лишь свящ. Никифор и послушник Волков.
В нач. XIX в. делались попытки организовать при мон-ре школу грамоты. В 1804 г. ученик 1-го класса Тобольской семинарии Я. Скосырев просил архиеп. Антония (Знаменского) благословить на ношение стихаря и определить дьячком, но архиерей направил его в М. м. «для обучения чтению, пению, катихизису и кругу церковному». 29 марта 1811 г. с той же целью в М. м. был определен и диаконский сын И. Ампенов, 8 июля того же года в обитель был направлен ученик томской гимназии Пафнутий Попов для «научения букваря, поелику не умел читать написанных слов под титлами». Отрок Михаил Попов, отданный в монастырь для подготовки к диаконскому служению, неоднократно сбегал. В 1822 г. для обучения в М. м. прибыли 5 чел.: А. и Е. Кораблёвы, В. Шалабанов, П. Торопов и А. Дергачёв. 26 авг. 1816 г. в мон-рь направили сторожа Омского духовного правления И. Лукина для «пропитания его и приготовления к причетнической должности». Учеников предписывалось «исправлять и буйных дьячков укрощать и черною работою смирять». В 1852 г. новый Тобольский архиеп. Евлампий (Пятницкий), посетивший обитель, увидел, что ученики школы «чин монастырский разстраивали и служили соблазном для живущих в нем, и тем подрывали нравственное благосостояние обители и приводили ее к разстройству и вследствие этого число иноков год от года уменьшалось».
Согласно плану, составленному в 1762 г. геодезистом Рышковым, монастырь владел 3 мукомольными мельницами на р. Шанталык. В авг. 1816 г. крестьянин Засорин построил новую мельницу. В мае 1817 г. напором воды мельничная плотина была снесена и все хозяйственные постройки повреждены. В 1846 г. мельница была восстановлена, но в 1860 г. вновь разрушена водой до основания. Полученное мон-рем в 1808 г. большое «карасье» озеро за р. Иртыш сдавалось в аренду за небольшую плату. Хлебопашеством в мон-ре не занимались. Значительную пользу обители принес капитал (5 тыс. р.), пожертвованный в 1848 г. гр. А. А. Орловой-Чесменской. Др. лица также делали денежные пожертвования, купцы Плеханов и Неволин присылали инокам рыбу и др. продукты. Прибыль от продажи свечей в течение года не превышала 350 р., а всего «церковного дохода сумма едва достигала» 640 р.
Свящ. Григорий Пеунов, управлявший мон-рем, в донесении архиерею от 25 нояб. 1846 г. писал: «...монастырь начал упадать и доведен до расстройства и разорения; нет надежды какими бы способами и средствами восстановить его и привести в прежнее состояние». Между тем в обширной Тобольской епархии действовал только один жен. мон-рь - в г. Туринске. 7 апр. 1854 г. архиеп. Евлампий ходатайствовал перед Синодом об обращении М. м. в женский.
Новый архиеп. Тобольский Варлаам (Успенский) после посещения М. м. писал в консисторию: «...важных препятствий к обращению его в женский монастырь не нашел, кроме того, что он действительно стоит на дороге и окружен лесом, где женской обители без соблазнов не обойтись. Но лес на полверсты или более во все стороны монастыря может быть вычищен и, следовательно, это неудобство может быть устранено. И еще напротив монастыря не мало видел каких-то обывательских домов и, большею частию, новых - удобно ли они будут снесены, или куплены будущим монастырем: иначе от них еще более будет соблазна, нежели от лесных рощей».
15 сент. 1864 г. указом имп. Александра II Николаевича М. м. был преобразован в штатный 3-классный общежительный жен. мон-рь с наименованием Иоанно-Введенский. Братию с послушниками перевели в Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Кондинский во имя Святой Троицы мон-ри. Первая настоятельница - мон. Серафима, прибыла из туринского во имя святителя Николая Чудотворца женского монастыря 6 дек. того же года с 3 монахинями - Агнией, ставшей ризничей, Иларией, ставшей экономкой, Евпраксией и 2 послушницами, одна из к-рых, Анастасия Лыжина, стала казначеей. Для совершения богослужений в М. м. определялись священник, диакон и причетник, с назначением жалованья 1-му по 150 р. в год, 2-му - по 125 р. и 3-му - по 50 р. в год. Мон-рь выдавал священнику на год 40 пудов ржаной, 20 пудов пшеничной муки, 25 саж. дров; каждое лето ему отводили удобный участок для сенокошения на 300 копен. Е. Ф. Непряхина, дочь статского советника, пожертвовала обители два 5-процентных билета, каждый по 1 тыс. р., для «поправки» келий и постройки новых зданий. 27 дек. 1864 г. архиеп. Варлаам возглавил офиц. открытие жен. мон-ря в присутствии губернатора А. И. Деспота-Зиновича и почтенных лиц г. Тобольска.
Но по собственному прошению от 12 февр. 1865 г. мон. Серафима вернулась в Туринский мон-рь (вместе с монахинями Агнией и Евпраксией). 16 марта того же года новой настоятельницей стала 53-летняя мон. Дорофея (Костарева; † 10 авг. 1874), вызванная из екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря вместе с 3 монахинями и 4 рясофорными послушницами. Мон. Дорофея ввела в М. м. устав Юрьева новгородского монастыря, организовала хор, к-рым сама и управляла, учредила «неопустительное чтение» монашеского правила, неусыпаемой Псалтири и поминовение живых и умерших благотворителей обители. Во время трапезы читали поучения св. отцов и Жития святых. Все сестры проживали в настоятельском корпусе, в др. небольшом корпусе располагались трапезная и кухня.
По образцу Тихвинского мон-ря мон. Дорофея организовала в М. м. различные рукодельные послушания (шитье золотом, бисером, шелками и гарусами), в июле 1865 г. устроила свечной завод. Циркулярным указом консистории от 10 дек. 1865 г. всем причтам Тобольской епархии предписывалось покупать свечи только в новооткрытом монастыре. Этим же распоряжением настоятельнице дозволялось подготовить один из корпусов для свечного производства и надстроить деревянный верхний этаж, в к-ром сестры занимались бы рукоделием; на нижнем этаже находились свечное производство и помещение для мастериц. Впосл. свечное производство значительно расширилось. В 1870 г. на промышленной выставке в Тюмени М. м. получил одобрительное свидетельство и премию в 50 р.
10 янв. 1865 г. сестрам была выдана книга для сбора пожертвований на ремонт обветшавших зданий обители. Вскоре в основном на средства (2 тыс. р. билетами и 1 тыс. р. наличными) москвички Н. Д. Пущиной были отремонтированы каменные корпуса, устроены хозяйственные службы. 21 нояб. 1866 г. по благословению архиеп. Варлаама в одном из отремонтированных корпусов открылось уч-ще для девиц духовного звания на 30 воспитанниц. Попечительницей стала мон. Дорофея, смотрительницей - жена священника Капитолина Лапина, помощницей - послушница Стефанида Миронова, законоучителем - местный священник. Первыми ученицами были диаконские дочери С. Копылова, Е. Лукианова, А. Рождественская и дочь пономаря Е. Остроумова. Впосл. количество воспитанниц возросло, в 1867 г. к училищному корпусу был пристроен деревянный 2-этажный дом с баней. Преосв. Варлаам часто посещал обитель и уч-ще (от 12 до 26 раз в год). Рядом с мон-рем архиерей собственноручно посадил кедры.
При игум. Дорофее в М. м. стало развиваться скотоводство: имелось 13 лошадей, более 20 коров и быков и 20 овец. Для наблюдения за полевыми работами на принадлежащей мон-рю земле при р. Жуковке была основана заимка: построен деревянный дом с кельями для сестер и хозяйственными службами, ветряная мукомольная мельница; выращивали рожь и пшеницу, ячмень и овес, сажали огородные растения. Так, в 1874 г. было засеяно до 70 дес. злаковыми культурами, табун состоял из 45 лошадей, в стаде было 40 голов рогатого скота, 20 овец, ок. 90 штук «разной дворовой птицы».
В 1868 г. в М. м. было 8 монахинь, 13 послушниц, 49 сестер, проживавших «по законным видам». В том же году во время посещения г. Тобольска вел. кн. Владимиром Александровичем мон. Дорофея со старшими сестрами поднесла ему икону св. Иоанна Предтечи, вышитую золотом насельницами и ученицами духовного уч-ща, туфли, «сшитые золотом» из голубого бархата и записную книжку, прошитую золотом по малиновому бархату, а также неск. лучших произведений других монастырских мастерских. Великий князь пожертвовал на нужды обители 50 р. В 1872 г. в Тобольске настоятельница Дорофея подарила вел. кн. Алексею Александровичу икону св. Иоанна Предтечи, шитую золотом. 19 апр. 1869 г. мон. Дорофея была награждена наперсным крестом, 3 марта 1873 г. временно управляющим Тобольской и Сибирской епархией еп. Ефремом (Рязановым) возведена в сан игумении (Грамматин. 1889. № 19/20. С. 399-405). После кончины игум. Дорофеи, погребение которой 13 авг. 1874 г. возглавил еп. Ефрем, общим собранием сестер настоятельницей была избрана казначея мон. Мария (Назимова). С юных лет, как и мон. Дорофея, она проживала в екатеринбургском Тихвинском мон-ре. Но по слабости здоровья мон. Мария отказалась от этого служения.
19 мая 1875 г. указом консистории настоятельницей была утверждена прибывшая из екатеринбургского Тихвинского монастыря мон. Августа (Бердникова). При ней в дек. 1875 г. за оградой обители была построена деревянная гостиница для богомольцев и странников. 4 апр. 1877 г. по слабости здоровья и собственному желанию мон. Августа была уволена с этой должности. 14 июля 1877 г. М. м. возглавила мон. Евсевия († 31 марта 1885), ранее подвизавшаяся во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре.
Новая настоятельница заботилась преимущественно о свечном производстве, которое увеличилось почти вдвое. Для облегчения отдаленным приходам закупки свечей М. м. устроил свечные склады в уездных городах Кургане, Таре и Тюмени. В то же время сократилось сельскохозяйственное производство. Дом в заимке Жуковой и мельница были проданы, поголовье скота значительно уменьшилось, и только настойчивые просьбы старших сестер убедили мон. Евсевию снова восстановить хлебопашество, хотя уже не в прежних размерах. С 19 сент. 1881 г. на заимке начали строить дом для сестер.
С увеличением количества сестер обители и учениц уч-ща по представлению еп. Ефрема указом Синода от 8 авг. 1877 г. в М. м. был назначен новый штат служителей с жалованьем: настоятелю 300 р., помощнику настоятеля 250 р. и диакону 150 р. Священнику отпускалось по 20 пудов пшеничной муки и по 40 пудов ржаной, диакону - 15 пудов пшеничной муки и 30 пудов ржаной. Должность псаломщика была упразднена, т. к. сами сестры могли исполнять его обязанности. 5 мая 1881 г. уч-ще было переведено в Тобольск и преобразовано из 3-классного в 6-классное. В корпусе уч-ща (1774; перестроено в 1864) на 1-м этаже располагались кельи монахинь, на 2-м - иконописная мастерская. По указу Синода от 13 апр. 1880 г. 25 мая того же года еп. Ефрем возвел мон. Евсевию в сан игумении. В том же году она получила знак Красного Креста.
17 февр. 1881 г. на общеепархиальном съезде духовенства было принято решение: духовенству и церковным старостам дозволялось покупать свечи не только в М. м., но и «там, где они найдут для себя удобнее». Продажа свеч из монастырских складов значительно снизилась: ранее при благоприятных условиях М. м. продавал более 3 тыс. пудов, а после нового распоряжения - менее 2 тыс. пудов.
На место почившей игум. Евсевии настоятельницей М. м. была избрана и 16 июня 1885 г. по указу духовной консистории вступила в должность мон. Миропия (Дружинина), которая с раннего детства вместе с родителями и сестрами проживала в монастыре.
8 сент. 1885 г., в день празднования чтимой в обители Почаевской иконы Божией Матери, при М. м. в деревянном доме за монастырской оградой открылась церковноприходская миссионерская школа для рус. и татар. крестьянских детей. 9 сент. началось обучение. Преподавателями являлись монастырский свящ. Иоанн Копылов, мон. Анна и Физва Лепёхина. Первыми учащимися были 8 монастырских послушниц, 4 сельские девочки и 4 мальчика. К 1887 г. обучалось уже 32 чел. из мещанского, чиновничьего, духовного и крестьянского сословий. На 1888 г. в школе обучалось в т. ч. 16 татар. мальчиков, в 1890 г.- 19. Во 2-й пол. 1890 г. детей татар. национальности перевели в Абалакскую школу. В 1892 г. в помещении школы случился пожар, и занятия с янв. того же года были прекращены.
1 июня 1891 г. мон. Миропия была возведена в сан игумении. При ней в М. м. было выстроено много зданий, в т. ч. собор во имя Св. Троицы с пределами Почаевской иконы Божией Матери и свт. Митрофана, еп. Воронежского (1891-1900). В 1900 г. в связи со строительством Троицкого собора была разобрана часть вост. стены и по проекту епархиального архит. Б. Б. Цинке возведены новые 2-частные св. ворота с 3-угольным фронтоном и каменная караульная башня.
В 1892 г. по инициативе еп. Тобольского и Сибирского свт. Иустина (Полянского) часовня, находившаяся на месте сгоревшей Иоанно-Предтеченской ц., была перенесена на заимку Жуковка. На ее месте в монастыре была заложена кирпичная 8-гранная церковь с усыпальницей (архит. Цинке), предназначенная для погребения рода Дружининых. После завершения строительства в 1904 г. храм был освящен во имя прп. Серафима Саровского. На заимке в Жуковке построена небольшая деревянная ц. во имя мч. Феодота и 7 святых дев - в память о жертвах голода и холеры 1891-1892 гг. С 1886 г. над свечным корпусом был возведен новый деревянный этаж, отремонтированы теплая церковь, часовня на месте алтаря храма 1653 г., ограда, за которой в 1887 г. построен деревянный 2-этажный дом. На его верхнем этаже находились квартира священника, училище, на нижнем - богадельня для престарелых и сирот из духовного звания на 10 кроватей. По дороге к Абалакскому монастырю была устроена еще одна заимка, где сестры содержали более 40 голов рогатого скота, более 50 лошадей. 11 дек. 1887 г. на общеепархиальном съезде духовенства было принято решение для храмов всей Тобольской епархии, кроме Туринского округа, покупать восковые свечи именно в М. м., «с обязательною высылкою денег вперед за полгода».
В янв. 1893 г. во время пожара в монастыре погибла мон. Анна, сгорело 4 корпуса. Местные крестьяне, вместо того чтобы помогать монахиням, растащили все ценное по домам (Тобольские ЕВ. 1893. № 6. С. 82-83).
6 апр. 1904 г., после смерти игум. Миропии, М. м. возглавила ее сестра мон. Мария (Дружинина), в 1906 г. возведенная в сан игумении. В 1907 г. в обители проживало 265 чел., в т. ч. 61 монахиня, но по штату 3-классных девичьих мон-рей в них должно было проживать 17 монахинь. В том же году мон-рь был переведен во 2-й класс с сохранением получаемого им из гос. казны содержания. С 1909 г. в М. м. служили священники В. Урбанский и М. Филиппов.
18 мая 1891 г. пришедший в упадок Кондинский Свято-Троицкий муж. мон-рь был преобразован в жен. обитель и приписан к М. м. Также к М. м. была приписана жен. Успенская община, учрежденная 21 дек. 1907 г. близ с. Рафаиловского Ялуторовского у. К 1908 г. М. м. владел 2399 дес. земли, к 1913 г.- 568 дес. земли и 1577 дес. земли «в лесу». Обитель получала из казны 532 р. 60 коп.
В нач. XX в. в обители действовали богадельня в 2-этажном здании с домовым храмом (ок. 1910-1916), церковноприходская школа, иконописная мастерская. После канонизации свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского, в М. м. община Троицкого храма с. Теплодубровского Ишимского у. Тобольской губ. заказала 2 иконы святого разных размеров. Обитель часто посещали писатель П. П. Ершов и Г. Е. Распутин.
Среди святынь в монастырской часовне находилась икона свт. Николая Чудотворца, написанная в 1645 г. архиеп. Тобольским Герасимом (Кремлёвым), почитались икона Божией Матери «Неопалимая Купина», принесенная с Афона в 1885 г., при игум. Миропии, Тихвинский образ Божией Матери XIX в. (список чудотворной иконы) в сребропозлащенной ризе. В обители хранилась архимандричья митра «старинной формы, с серебряным под золотом убранством», к-рая после 1764 г. была перенесена в ризницу тобольского Софийского собора (Абрамов Н. А. Старинные иконы в Тобольской епархии // ИИАО. 1859. Т. 1. Вып. 6. С. 352-357; Сулоцкий. 2000. С. 47). Имелись печатные Евангелия (1694, 1753) и серебряный крест с надписью (1757).
С сент. 1917 до апр. 1918 г. в Тобольске в доме губернатора пребывала в ссылке семья имп. св. Николая II Александровича. По преданию, насельницы тайно оказывали им различную поддержку. В 1919 г. в М. м. располагался полк Белой армии. После утверждения в Тобольске советской власти началась экспроприация церковного имущества. На основании ордера от 23 апр. 1923 г. в обители был произведен обыск и все ценности изъяты. Конфискации подлежала не только церковная утварь, но и ткани из мастерских, продукты и даже одежда монахинь. Настоятельница приказала наиболее дорогие церковные предметы спрятать в стогах сена, в специально для этого вырытых ямах, под полом. Однако все спрятанные предметы были найдены. 25 сестер были обвинены в сокрытии церковных ценностей. В 1924 г. монастырь был закрыт, но нек-рые насельницы продолжали жить при обители. М. м. был преобразован в сельхозартель. Вскоре игум. Мария, казначея и еще неск. старших сестер были арестованы и отправлены в тобольскую тюрьму. Остальных монахинь разогнали. К 1924 г. Троицкий собор был частично взорван. В сохранившейся части здания к 2016 г. расположен келейный корпус.
В зданиях М. м. с 1933 г. располагался интернат для сирот, с 1977 г. находилась воинская часть. Постановлением Совета министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. ансамбль М. м. был признан памятником архитектуры и градостроительства.
В 1998 г. постройки М. м. передали Тобольско-Тюменской епархии, и 26 янв. обитель была вновь открыта. Настоятельницей М. м. была назначена мон. Феодосия (Дикарёва), принявшая постриг в Шамординском Амвросиевом в честь Казанской иконы Божией Матери женском монастыре. К окт. 2016 г. в обители проживали настоятельница (с 2008) игум. Анна (Куртова) и ок. 30 сестер; духовником являлся архим. Зосима (Горшунов).
Восстановлены Иоанно-Предтеченский храм (1808-1814) с колокольней (1829), в к-ром совершаются основные богослужения, каменный архиерейский 2-этажный корпус с домовой Введенской ц., храм прп. Серафима Саровского (1904), 2 сестринских корпуса, трапезная, ограда. В мон-ре имеются иконописная, вышивательная, золотошвейная, фарфоровая мастерские; на хозяйственном дворе есть коровник и курятник, в пос. Жуковка - летний скотный двор.
В авг. 2009 г. по благословению архиеп. Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) в М. м. был основан детский приют, в к-ром к окт. 2016 г. проживали 13 девочек.